25 Апрель 2024 02:37
11

Начну с пролога, который и побудил меня опубликовать этот текст, давно лежащий в черновиках (так черновиком и публикую, простите, но вроде посыл понятен должен быть). А спровоцировал меня недавний случай, который стал для меня анекдотом. На одной из встреч меня познакомили с человеком, который, как представили его мне, является продюсером фильма «Вий» 3D. Человек утвердительно кивнул и протянул мне руку… — Забавно, — сказал я вслух.

Друзья, если кто хочет знать, что тот или иной человек делал на проекте «Вий», то просто позвоните мне и спросите!

Новая профессия?

Мы очень стараемся создать в России настоящую индустрию кино, солидную, по-голливудски продуктивную, эффективную и коммерчески успешную (мечта). Пока российские кинопроизводители только на пути к этому мощному и авторитетному сообществу, но первые успехи уже, безусловно, есть. Хотя бы потому, что за последнее время у нас появились ранее неслыханные профессии, например, промо-продюсер.

Мы уже привыкли к тому, что главный и ответственный за весь кинопродукт – это продюсер, опять же, по голливудским меркам, так оно и есть. Кстати, «Оскар» за лучший фильм на сцене с удовольствием и гордостью получает именно продюсер, а не режиссер. Тем не менее, вторая главная роль у режиссера. Или нет? А может, у промо-продюсера? Хотя нет, у режиссера! Или всё-таки у промо-продюсера?

Что входит в круг обязанностей промо-продюсера? На самом деле четкого определения нет, и каждая компания, выкладывающая, скажем, вакансию с обозначением этой должности (а есть ли такие?), выдвигает свои собственные требования, зачастую не имеющие ничего общего с реальными задачами этого важнейшего специалиста. Оно и понятно – не было у нас раньше такой профессии, как не было и нет до сих пор объединенной продюсерской группы (в широком смысле, на уровне всей индустрии). Это на Западе продюсеры – некий профсоюз, каста хранителей секретов успешного кинопроизводства. В российском кино пока каждый за себя, это даже не конкуренция на одном поле. Кажется, что каждый продюсер (и его команда) играет в свою собственную игру, правила которой ведомы только ему. Какая уж тут индустрия! Какая конкуренция, какая борьба за зрителя?!

Забыл про промо-продюсера, с обязанностями которого мы так ещё и не определились. Но зато понятны задачи и цели. Итак, промо-продюсер должен продвигать/продавать продукт, т.е. кино в данном случае. Это его главная задача. Простое, казалось бы, слово «продавать», на самом деле многосложная задача(не люблю слово СЛОЖНОЕ, оно от слова С ЛОЖЬЮ образованно, поэтому заменим на ТРУДНАЯ задача). Это и формирование мнения среди профессионалов кинобизнеса, среди СМИ, и правильные продажи на международных кинорынках, и кросс-промо, и продакт-плейсмент, и рекламная компания, но в конечном итоге – количество зрителей и кассовые сборы картины. Все это в сфере ответственности промо-продюсера.

Главное, что должен знать, уметь и помнить промо-продюсер, что«продажа» картины – это азартная игра, но умная и грамотная как шахматы, интригующая и захватывающая, как любые спортивные состязания. Игрок должен знать не только своих соперников, но и команды союзников, коллег, уметь выстраивать четкие и эффективные схемы взаимоотношений, а такжекреативные, оригинальныеметоды работы.

Среди российских промо-продюсеров можно назвать пока очень мало имен. Скажем, Анатолий Сергеев, Андрей Русанов, Ольга Айларова, хотя в принципе, любого главу компании-мейджора вполне можно назвать промо-продюсером (но уже с козырями).

Россия на сегодняшний день представляет собой огромный и перспективный рынок для развития кинобизнеса, крупные зарубежные компании это понимают и используют возможности по максимуму. Однако наши специфические условия, что уж скрывать, заметно отражаются на качестве работы. Например, для зарубежного промо-продюсера во главе стоит репутация команды, компании и продукта, что подразумевает кассовый успех картин и многие другие составляющие. А что у нас?

Кроме того, особенно важна и собственная репутация промо-продюсера (как и любому человеку), ведь кинобизнес, даже в наших российских условиях, это прежде всего очень ограниченный круг профессионалов и специалистов кинопроизводства. Все знают друг друга лично, общаются в соцсетях и в рамках кинофорумов. Именно поэтому промо-продюсер должен всегда следить за тем, какие фото он выкладывает на своих страничках, какими мнениями делиться о политике, кино, коллегах и проч. Конечно, не все голливудское может работать в России, но есть азы профессии. Промо-продюсер бережет не только репутацию компании/проекта, но и свой собственный имидж (свою репутацию каждый человек должен беречь).

Промо-продюсер никак не может позиционировать себяв образе «независимого критика».

Я бы сказал так – не критикуй коллег! Никогда! Это золотое правило промо-продюсера. Позитив и оптимизм важен не только по жизни, но и в работе, нельзя об этом забывать. Профессионализм придет с годами работы в новом качестве, если, конечно, продолжать развиваться именно в профессии, не меняя постоянно сферу деятельности, и учиться опыту западных коллег. Сейчас для этого есть все возможности, начиная от регулярной работы на международных кинорынках и заканчивая собственным опытом общения с профессионалами крупнейших западных кинокомпаний. Было бы желания, как говорится.

Профессиональные амбиции – это тоже прекрасно. Важно, чтобы личные обиды и взгляды не отражались на карьере, хотя это касается любой профессии. Учитывая, что конкуренции на рынке промо-продюсеров пока нет ввиду отсутствия достаточного количества профессионалов, а также компаний, способных оценить важность подобных специалистов, многие необходимые навыки формируются слишком медленно. Это характерно для всей индустрии кинопроизводства в России. Но если мы хотим создать по-настоящему профессиональное сообщество, способное выпускать конкурентное и коммерчески успешное кино, то нам всем предстоит принять четкие и ясные правила игры и очень многому научиться.

Главное, чтобы у всех игроков кинорынка было четкое представление о конечной цели.

Хотим ли мы возродить былую славу отечественного кино? Хотим ли мы быть на одном поле и «один за всех, и все за одного»? Нужна ли нам профессиональная команда специалистов и людей, искренне любящих кино? Отвечаем ли за свой продукт перед зрителем? По-моему, ответ очевиден. Именно поэтому сейчас необходимо создать успешную команду, не только в каждой отдельной компании, но и в индустрии в целом. На рынке дефицит многих специалистов, промо-продюсеры в их числе, и нам очень хотелось бы, чтобы на эту проблему обратили внимание профильные ВУЗы. Ради большого и интересного российского кино! А про важную роль кино в большой политике как-нибудь в следующий раз.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.